Четверг, 12 Сентябрь 2013 13:30

Удивительное приключение - отчет о посещении архипелага Кузова

Ну вот и лето пролетело. Жаль. Но было в нем много позитива, о котором приятно вспомнить дождливым осеннним вечерком под теплым пледом и с кружкой горячего чая. Сегодня мы публикуем наш отчет о посещении таинственного архипелага Кузова в Белом море.

Перво-наперво отправились мы в небольшой городок под названием Рабочеостровск, что стоит прямо на берегу Белого моря.

Поселок небольшой и примечателен тем, что имеется причал, от которого отходят на Соловецкие острова небольшие судна. Дорога по трассе М18 заняла от Петрозаводска до Рабочеостровска около 6 часов. Кстати трасса неплохая, правда в парочке мест шел ремонт - и движение было затруднено, но отрезок небольшой - не сказать, чтобы уж совсем дискомфортно. После поворота с трассы на Рабочеостровск дорога стала похуже, но тоже достаточно терпима.

Приехав на причал (внешне выглядит, прямо скажем, не очень презентабельно) столкнулись с тем, что надо оплатить стоянку машины - 500 рублей сутки. Ну что ж, пришлось расстаться с энной суммой.

Стали искать наш кораблик. Кстати на Кузова трудно попасть - надо договариваться с частниками, т.к. большие рейсовые суда туда не ходят (нет причала). И звали наш кораблик "Нерха" - небольшое рыбацкое судно спряталось за причалом (вода сильно отошла из-за отлива - пришлось прыгать сверху-вниз на палубу). Приветливая команда разместила нас в небольших каютах, но там нам не сиделось, т.к. снаружи началось небольшое, как выяснилось, традиционное шоу - моряки стали кормить чаек. Огромных размеров птицы летели прямо над головой (можно было рукой достать). Сопровождали они нас достаточно долго.

Когда чайкам надоело нас преследовать, мы переключились на удивительные пейзажи побережья - огромные острова-сопки, кое-где поросшие лесом. Надо сказать, что природа этой части Карелии кардинально отличается от основной части. Здесь преобладают большие высоты, ели, настоящие карельские березки. Море было достаточно спокойным. Подустав от морской глади, мы спустились в каюты, где благополучно проспали почти час. Разбудили нас моряки - мы уже подходили к архипелагу. Первый житель Кузовов, которого мы встретили, была нерпа - небольшой тюлень. Покрасовалась, плавая вокруг судна, и, похлопав огромными глазами, уплыла. Фотоаппараты мы, конечно же, забыли в каюте. Причалили прямо на скалу. Собрали снаряжение и выгрузили его на живописную песчаную косу, которая спряталась между скал. Возле каменной гряды коса попросла настоящими карельскими березами - приземистыми и раскидистыми. Кстати, как выяснилось в скором времени, они защищали не только от солнца, но и от дождя. Посему палатки и поставили под ними.

Удивительно, но на острове есть два деревянных туалета и яма для мусора. Хотя мы увозили мусор с собой на большую землю. Дрова и пресную тоже привезли с  собой, чтобы не портить уникальную природу архипелага. Предстояло нам прожить на Кузовах 5 дней.

Название архипелага происходит от карельского слова Куз - ель. И правда, острова поросли елью достаточно густо. Хотя не все. Архипелаг состоит из 16-ти островов. Часть из них называются Немецкими островами, а часть Русскими. На Немецких островах имеется растительность и  пресная вода, а на Русских - нет, одни голые камни.

В первый день, надышавшись свежим воздухом пока разбивали лагерь и готовили еду, умотались и легли спать. Вечером, проснувшись и поев, решили осмотреться. Красота вокруг неописуемая. В какой-то момент все замолчали. И что-то произошло. Вокруг стояла удивительная тишина, она нас прямо оглушила. На море полный штиль. Изредка воздух разрывает шорох крыльев, пролетающей над головой чайки. Ну где еще встретишь такую благодать?

Прямо за нашим лагерем начиналась огромная гора, ради которой в общем-то все и едут на архипелаг. Подняться по ней, как выяснилось, можно только с другой стороны острова. Решили отложить на следующий день. А пока поползали внизу, нашли родник и спугнули с гнезда огромных размеров гагару.

Спать снова захотелось неимоверно.

На второй день пошли на гору. Обошли остров и увидели крутой подъем. Тропинка то и дело исчезала в камнях, густо поросших мхом. В двух местах нам помогли не заблудиться указатели. После долгого и нелегкого подъема (140 метров над уровнем моря) обнаружили, что вершина горы вся уставлена причудливыми сооружениями из камней - культовыми сооружениями древних саамов. По пути от души наелись черники и морошки. Морошка на острове просто гигантских рамеров - спелая и очень вкусная. Также на вершине расположился загадочный лабиринт. Кто и зачем его построил - загадка. Существует множество мнений о происхождении лабиринтов, в том числе и магические. Лабиринт на вершине правда оказался не настоящим, а восстановленным современниками.

Необыное сочетание серого камня, ярко-зеленого мха и бескрайнего простора - с горы открывается вид на все 16 островов архипелага. В хорошую погоду даже видны Соловки. Погуляв по вершине и наделав кучу фотографий, усталые, но счастливые вернулись в лагерь.

За эти 5 дней поднимались на гору несколько раз. На острове у нас были и соседи - профессор из Москвы, изучавший мегалиты, а также две группы туристов из Архангельска и Вологды. Сосущестовали мирно - ходили друг к другу в гости на чай.

Надо сказать, что туристических групп на однодневную экскурсию на остров возят достаточно много. Лежишь себе - загораешь, и вдруг из кустов выбегает человек 50 во главе с экскурсоводом! Быстро пробегают мимо, с тоской глядя на нас блаженствующих.

Надо сказать микроклимат на острове уникален - море достаточно холодное, даже в июле не искупаешься, но как выглянет солнце, становится ужасно жарко. Северный загар прилипает так мгновенно, что даже я со своей белой, не загорающей даже на югах кожей, стала почти черной.

Уезжали мы с Кузовов на Соловецкие острова. Там нас ждала экскурсионная программа и отправление в Рабочеостровск. Соловки - это целая отдельная история. Невозможно описать их в двух словах.

Приехав в Рабочеостровск, мы обнаружили, что настолько хорошо отдохнули, как будто провели на Кузовах не 5 дней, а целый месяц. Захотелось вернуться. Хотя говорят, что Кузова пускают к себе не всех желающих. Ну чтож, пустили нас первый раз, надеюсь пустят и второй!